Авто

Практика — критерий истины: водителей научат ездить на автобазах

Утверждены новые программы подготовки в автошколах

EN

Практика — критерий истины: водителей научат ездить на автобазах

Со следующей весны будущих автомобилистов будут учить по-новому. Это предусмотрено принятыми методиками подготовки водителей в автошколах. Они предполагают увеличение практических занятий, вводят дополнительные требования к дистанционному обучению, а также предполагают возможность проходить занятия по вождению не в самой автошколе, а на автопредприятиях. Подробности — в материале «Известий».

Переучиваться — не учиться

В России принята новая редакция «Примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий». Соответствующий приказ Минпросвещения зарегистрирован в Минюсте и опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Согласно этому документу, с 1 марта 2026 года вместо нынешних 62 программ обучения будут действовать только 47. Часть программ обучения трансформируются в программы переподготовки.

Практика — критерий истины: водителей научат ездить на автобазах

Это коснется тех, кто уже имеет водительское удостоверение, но хочет открыть дополнительную категорию. Например, получить права категории «E», позволяющие управлять автопоездом с прицепом (как на легковом автомобиле, так и на грузовике) или категории «D» для управления автобусом, для которой, согласно закону «О безопасности» дорожного движения, необходим стаж по категориям «B» или «C» не менее трех лет. По действующим правилам, в этих и других похожих случаях (например, водитель, имеющий «легковые» права, решил научиться ездить на грузовике), кандидату приходилось заново проходить полный курс теории, с основами ПДД и другими базисными предметами, которые он уже изучал ранее.

Со следующей весны это будет считается переподготовкой и не придется по второму или третьему разу изучать в теоретическом курсе уже пройденное. В зависимости от выбранной дополнительной категории водительского удостоверения, кандидат должен будет прослушать лишь курс лекций, непосредственно связанных с особенностями управления соответствующим видом транспорта. Однако экзамен по теории придется сдавать в соответствии с билетами, относящимися к необходимой категории прав.

Практика — критерий истины: водителей научат ездить на автобазах

Другое изменение, касающееся теории, связано с возможностью дистанционного обучения. Оно остается, однако автошколам необходимо будет выполнить определенные условия, предъявляемые в том числе к их оборудованию, на котором проводятся занятия, для контроля за посещением кандидатами в водители таких занятий. Также в программах появятся дополнительные разделы, касающиеся опасного вождения, СИМ, электронных документов, использования световозвращающих жилетов и т. д.

Есть нововведения и в практических занятиях. Во-первых, увеличивается число часов, отведенных для вождения. Например, для категории «B» (легковые автомобили) количество часов возрастает с 56 до 58 для обучения на «механике» и с 54 до 56 — для тех, кто выбрал «автомат». Кроме того, новые программы вводят возможность проведения обучения «практике» не только в самих автошколах, но и на автобазах, в автобусных и таксомоторных парках, транспортных компаниях. Это позволит будущим водителям не только получить азы управления тем или иным типом транспорта, но и лучше понять особенности езды на нем, узнать дополнительные нюансы.

Практика — критерий истины: водителей научат ездить на автобазах

Изначально эти изменения должны были вступить в силу с 1 сентября, однако недавно Минпросвещения перенесло их на полгода.

Без повторов

Опрошенные «Известиями» эксперты и представители автошкол называют новые правила обучения современными и отвечающими реалиям. Важно, что теперь обучение отделено от переподготовки, подчеркивают они.

— Принцип «повторение — мать учения», конечно, хорош. Но зачем человеку, у которого уже есть права определенной категории, который ездит, заново рассказывать про сигналы светофора или дорожные знаки? Совершено правильно, что от этого «дубля» решили отказаться. Водителю, у которого уже есть необходимые опыт и стаж, надо просто дополнительно рассказать об особенностях, которые касается той категории, которую он намерен открыть в своих правах к уже имеющимся, — считает член президиума общественного совета при МВД РФ Игорь Моржаретто.

Практика — критерий истины: водителей научат ездить на автобазах

С ним согласен главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. ПДД — это единый закон для всех водителей, и его базовые нормы одинаковы что для водителя легкового автомобиля, что для управляющего грузовиком или автобусом.

— Понятно, что есть определенные особенности для грузовых машин или нюансы, связанные с перевозкой пассажиров. Но им и надо обучать человека, решившего получить дополнительные категории, а не заставлять его, условно говоря, заново учить азбуку, — считает главред «За рулем».

С упором на практику

Изменения в программах обучения — точечные, но очень важные, уверена президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева. По ее словам, они отвечают современным тенденциям, и в них есть задел на перспективу.

— Даже в занятиях по теории упор делается на практическую составляющую, а не на зубрежку. Те же правила оформления европротокола предполагают не только рассказ о том, что это такое и при каких условиях он возможен, но и практические занятия по составлению документов по упрощенному оформлению ДТП. Также в теоретический курс вошли занятия по новым типаv транспорта вроде СИМ, современным электронным помощникам и ассистентам водителя, особое внимание уделено вопросам безопасности при перевозке детей, — сказала она «Известиям».

Практика — критерий истины: водителей научат ездить на автобазах

Отдельно Шутылева оценила разделение обучения и переподготовки. По ее словам, это позволит учебным заведениям быстрее формировать соответствующие группы тех, кто собирается открыть дополнительную категорию прав. Как следствие, это может привести если не к снижению стоимости обучения, то, как минимум, позволит на какое-то время удержать цены на услуги автошкол на нынешнем уровне, полагает она.

Как на трамвай

Закрепленная в новых правилах возможность обучения практическим занятиям не только в автошколах, но и в транспортных организациях — серьезный шаг вперед, отмечает Татьяна Шутылева. Фактически она расширяет уже действующую практику обучения водителей троллейбусов и трамваев и на другие категории водительских удостоверений, отмечает она.

— Сейчас практика для получения водительских удостоверений для управления трамваем и троллейбусом проходит на базах трамвайных депо и троллейбусных парков. И очевидно, что люди, обучившиеся по этим категориям, идут работать туда, где они и проходили обучение. Эта практика будет распространена и на другие категории прав. Автопредприятие, заключив договор с автошколой, сможет готовить себе будущие кадры, — заявила «Известиям» Татьяна Шутылева.

Практика — критерий истины: водителей научат ездить на автобазах

По мнению Максима Кадакова, возможность пройти обучение на предприятии будет востребована прежде всего для «грузовых», «автобусных» и «прицепных» категорий прав. Автобазы в этом случае могут даже частично или полностью взять на себя оплату обучения при условии, что получивший права водитель в дальнейшем будет у них работать, считает эксперт. А вот для «мотоциклетных» и «легковых» прав такая практика вряд ли найдет широкое распространение, полагает он.

Источник

0 Comments

Нет комментариев