Архивы пресс-службы
«Орлова часто воспринимают стереотипно»
— Вас сразу позвали на роль графа Орлова?
— Да. Но были пробы и не одни. После прочтения сценария у меня возникли вопросы, и я благодарен продюсерам, что на берегу мы обсудили важные детали, и в сценарий были внесены определенные изменения. Просто личность Орлова часто стереотипно воспринимают, мол, фаворит императрицы — это ее любовник. А это не так, фаворит, по сути, это второй человек в государстве, на котором лежит масса обязанностей. Орлов интересовался наукой, конкретно математикой и физикой, переписывался с Жан-Жаком Руссо, поддерживал искусство. Кроме того, благодаря нему была остановлена эпидемия чумы в Москве, соответственно, и в Европе. Фаворит — это опора императрицы, человек, на котором завязано много политических дел.
— И какой характер, по-вашему, был у знаменитого фаворита?
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
— Орлов — настоящий солдат, прошедший с ранениями семилетнюю войну. С определенного момента он вынужден быть при дворе. Граф находился не на своем месте и осознавал это, ему попросту было скучно без приключений, ему претили светские рауты и вечные интриги. Конечно, он не спокойный, а темпераментный и даже взрывной. Про него есть хорошее выражение «орел в золотой клетке», и оно правдиво, потому что в этой фразе вся трагедия Орлова. Еще его называли «кипучим лентяем» и это тоже верная ассоциация. Да, он взрывной, но не может найти себе активное применение в условиях двора. Пусть и императорского. Для человека, прошедшего войну, позировать восемь часов для портрета, ну это катастрофа.
«На съёмках я брился по три-четыре раза в день»
— А вы как-то ориентировались на других исполнителей роли Орлова?
— Если только на уровне творческого соревнования и более точного соответствия историческим деталям. Скажем, на съемках я брился по три-четыре раза в день, потому что в те времена щетину вытравливали мышьяком, и в моде была гладкая фарфоровая кожа лица. Или парик, который был неотъемлемой частью образа знати 18 века, у мужчины должно было быть минимум четыре парика, которые стоили огромных денег. А размер ноги? Мой 45-й считался бы в те времена кошмаром. И у самого Орлова есть запись: «Я пришел домой, все ноги в крови, но бал удался». Были специальные люди, которые попросту «вбивали» стопы в обувь меньшего размера.
Елизавета Боярская (Екатерина II) и Антон Хабаров на съёмкахАрхивы пресс-службы, Марс медиа Первый канал
— Ого, как вы подкованы. Какие ляпы еще всегда очевидны?
— Часто в фильмах про ту эпоху есть стандартные ошибки. Скажем, тогда нельзя было целоваться даже при людях, в том числе и при слуге. Есть письмо Екатерины Потемкину, где она пишет, как шла в нему покои, когда уже все знали, что они любовники, но увидела слугу, после чего развернулась и вернулась к себе. XVIII век — это другой уровень культуры, другая этика, друга эстетика. И погружаться в это было крайне интересно.
— Раз интересно, то и к нестандартной одежде привыкли. Интересно, хотели бы сами перенестись в тот век и пожить там?
— Знаете, какой был идеал мужчины тогда? С пузиком и вторым подбородком. Это было показом достатка. Потому что если ты худой, то с тобой, по мнению окружающих, что-то не так – ты либо чахоточный, либо страдаешь какой-то другой болезнью. Женские ноги не считались за эталон красоты, а вот мужские – да. Поэтому у мужчин были чулки, делались накладки на икры, на таз, словом, полный парад, который сейчас смотрелся бы, мягко говоря, странновато.
— Кстати, сколько занимал грим и костюм на съемках «Великой»?
— 40 минут на грим и 40 минут же минут — костюм. Переодеться быстро в том стиле не получится, в одежде много нюансов и справляться с ними непросто. Самое сложное, кстати, это чулки, которые приходилось надевать на себя в самом начале, ну еще каблуки.
Архивы пресс-службы, Марс медиа Первый канал
— Теперь лучше понимаете жену, когда она долго собирается или жалуется на усталость ног?
— Не только жену, а вообще всех женщин. У меня реально ноги болели после обуви с каблуками. Более того, я ее брал домой тренироваться, чтобы на съемках не оступиться в какой-нибудь важный момент, ведь там на каблуках надо и бегать было, и поднимать на руки Екатерину… Так что тренировался и научился, могу теперь в них стометровку на время бегать.
— Обращались к кому-то за помощью, готовясь к роли?
— Я обратился в наш Исторический музей, и два специалиста оттуда мне помогали консультациями. Я сам по себе очень въедливый к своим образам, поэтому был постоянно с ними на связи. Отсюда, собственно, такое знание фактуры, которое слегка дал понять в предыдущих своих ответах.
Архивы пресс-службы, Марс медиа Первый канал
«Разговоры о любвеобильности императрицы – это больше миф»
— Что так сильно объединяло Екатерину и Орлова?
— Орлов – это ее личная поддержка и опора ее власти. Они жили вместе 12 лет, за время которых, к слову, она ни разу ему не изменила. То есть их совместная история не какая-то случайность. И разговоры о любвеобильности императрицы – это больше миф. У нее было всего 12 мужчин, по современным меркам, это абсолютно нормально.
— Так Орлов и Екатерина — это больше про любовь или про власть?
— Он ее любит, но амбиции стать первым человеком в государстве у него тоже есть. Что касается Екатерины, то у нее был гениальнейший ум, и она была женщиной поразительного обаяния. Поэтому со всеми была на короткой ноге, что и рождало массу слухов вокруг ее персоны. Например, у нее было два повара – один готовил хорошо, другой – не очень. Готовили они, чередуясь по неделям. Императрице подсказывали, мол, один из них не очень справляется с кулинарией и есть смысл его уволить. На что она отвечала: «У него большая семья, я не могу это сделать. Эту неделю мы попостимся». Такой вот демократичной души человек.
Архивы пресс-службы, Марс медиа Первый канал
— Съемки «Великой», как и сериала «Страх над Невой» проходили в Санкт-Петербурге. У вас есть любимые места в этом городе?
— Дворцовая площадь и Эрмитаж – тот его корпус, где собраны работы импрессионистов. Я туда часто хожу в свои выходные на съемках, честно говоря, каждый день бы там был бы. Люблю Питер, но определить, почему – мне сложновато. Просто приезжаю сюда и ощущаю, что это мой город, моя атмосфера, нравится и его география, и его логистика.
— Говорите так, словно хотите туда переехать…
— О любимом городе и говорю с любовью. У нас в семье есть даже небольшое разногласие: я хочу здесь жить, а моя семья пока не очень хочет. Но я думаю, что уговорю их в итоге.
Архивы пресс-службы, Марс медиа Первый канал